Пятница, 17.05.2024, 07:17
Приветствую Вас, Гость

Районное  методическое объединение
воспитателей  дошкольных образовательных   учреждений

Тема:      «Использование методов арт-терапии для развития мышления детей дошкольного возраста».

7 декабря 2023 на базе ОСП «Детский сад №1 «Василек», был организовано и проведено районное методическое объединение воспитателей на тему «Использование методов арт-терапии для развития мышления детей дошкольного возраста»

Показ НОД:

  • «Пирожки для бабушки Красной Шапочки» - воспитатель Бокучава Светлана Николаевна;
  • «Превращения в волшебной стране» - воспитатель Пушкаревская Ольга Александровна;
  • «Путешествие в страну сказок» - воспитатель Кобелева Зинаида Николаевна

Также были для гостей мероприятия были подготовлены и проведены мастер-классы:

  • «Чудо-парашют» - воспитатель Мишекурина Елена Сергеевна
  • «Чудеса из песка» (песочная терапия) – Песенко Анжела Александровна
  • «Эбру или танец красок на воде» - воспитатель Песенко Анжела Александровна
  • «Разноцветное счастье детей» - воспитатель Уварова Наталья Алексеевна
  •  «Нейроподход в игротерапии» - учитель-логопед Логинова Екатерина Сергеевна

  В каждом ребенке от рождения заложен интерес к познанию и созиданию. И, познавая, дети неизбежно созидают: новые слова, новые игры, новые формы взаимодействия с окружающим пространством; каждый день они совершают маленькое в глазах взрослого, но великое в своих собственных, открытие. Наибольшей активности познавательная деятельность детей достигает именно в старшем дошкольном, она становится более упорядоченной, системной. Именно в эту пору игра как ведущий тип деятельности сменяется обучением, познанием. Дети не только хотят учиться, они, прежде всего, созревают для этого психологически и физиологически.

Здесь важно отметить, что игра не исчезает, а скорее трансформируется в обучение. И вот тут обнаруживается большое пространство для арт-терапевтической работы с теми детьми, которые испытывают разного рода трудности.

Основы развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве. На основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.

В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.

Современная арт-терапия включает в себя не только живопись, рисунок, участникам арт-терапевтического процесса предлагаются самые разнообразные занятия изобразительного и прикладного характера, такие как графика, скульптура, фотография, лепка, музыка, сказки, вокал и другое. Кроме того, в современную арт-терапию включены и такие формы творческой деятельности, как видеоарт, инсталляция, перфоманс, компьютерное творчество.

К арт-терапии относят изотерапию, музыкотерапию, сказкотерапию,  драматерапию, танцевально-двигательную терапию и др.

Применение средств арт-терапии на занятиях по развитию мышления (изотерапия, музыкотерапия, вокалотерапия, сказкотерапия и т.д.) позволяет детям познавать себя и окружающий мир, способствует созданию благоприятной атмосферы в процессе обучения. Развитие мышления у дошкольников средствами арт-терапии представляется перспективным направлением в системе дошкольного образования.

Арт-терапия – это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Методы арт-терапии снимают негативные психические реакции – неуверенность, страх, обиду, гнев, чувство одиночества, способствуют раскрытию неизведанных сторон психики и способностей ребенка, ребенок становится более открыт, коммуникабелен, легче проживается процесс адаптации и социализации, закрепляются положительные поведенческие реакции.

Разумеется, арт-терапия не способна в полной мере решить все проблемы психо-социального здоровья детей, но тем не менее она способствует творческому самовыражению и развитию воображения ребенка, получению эстетического опыта, развитию мышления, облегчает процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми, что влечет формирование здорового потенциала личности.

Арт-педагогика нацелена не на формирование будущих виртуозов и лауреатов конкурсов, а на менее амбициозную, цель – на становление человека в простом и общекультурном смысле слова: обращается к реалиям современной культуры, неизбежно имеет дело с вопросами человеческого существования в мире, вопросами свободы и способности индивида взаимодействовать с самим собой и с другими людьми.

Задачи, которые позволяют решать арт-технологии как форма образовательной и развивающей практики:

- развитие интересов, мотивации и творческих способностей;

- развитие межличностной компетентности;

- укрепление чувства «я», личных границ во взаимоотношениях и навыков самоорганизации;

- развитие способности к пониманию своего внутреннего мира и чувств и потребностей других людей;

- совершенствование навыков включения в совместную деятельность;

- развитие креативности, невербального мышления, эстетических переживаний, мануальных навыков и т.д.

Наиболее значимым фактором воздействия арт-технологий является их ориентация на присущий каждому ребенку внутренний потенциал здоровья и силы, акцент на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие его таким, каков он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации.

Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.

Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. Занятия строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи, на развитие познавательных и психических процессов, сенсорных навыков.

Основной целью работы с детьми должно являться сохранение и укрепление их социального здоровья посредством арт-терапии.